Рус
Eng

Пресс-центр

Новости краевых органов власти

Муниципальные новости

Актуальная тема

Объявления (анонсы)

Видеоматериалы

Кто есть кто

Важно

Государство

Приемная Президента России

Органы власти

Краснодарский край

Нормативные документы

Приоритетные национальные проекты

Резерв управленческих кадров Краснодарского края

Повышение уровня финансовой грамотности населения Краснодарского края

Цифровое телевидение в Краснодарском крае

Справочники

Виртуальная приёмная губернатора

Вакансии

Виртуальная приемная для инвесторов

Противодействие коррупции

Бесплатная юридическая помощь

О портале


Департамент по регулированию контрактной системы Краснодарского края Сайт губернатора Краснодарского края IT- опросы 2017


Куликовский Михаил Алексеевич

Главный режиссер Краснодарском краевого театра драмы, народный артист СССР, лауреат Государственной премии России, почетный гражданин города Краснодара, кавалер орденов Ленина и Трудового Красного Знамени, депутат краевого Совета депутатов трудящихся, член президиума ВТО (Всероссийского театрального общества), председатель правления Краснодарского отделения ВТО, член комиссии Президиума Совета Министров РСФСР по Государственным премиям РСФСР в области литературы, искусства и архитектуры, член комиссии по драматургии и критике Союза писателей РСФСР.
Михаил Алексеевич Куликовский родился 15 ноября 1906 года в Санкт-Петербурге. Первая мировая война, революция, гражданская война - все эти исторические события непосредственно коснулись его семьи. Отец - костромской крестьянин, затем питерский рабочий фабрики государственных знаков, участник Октябрьской революции. Он оказал большое влияние на сына. Это был настоящий рабочий интеллигент.
Миша пошел бы по стопам отца, если бы не объявление о приеме в театральную студию Александрийского театра, которое он, студент Ленинградского технологического института, случайно увидел из окна трамвая. Михаил поступил в эту школу-студию и окончил ее в 1927 году. Один из немногих, он был зачислен в труппу старейшего русского театра, который сегодня называется Санкт-Петербургский академический театр драмы им. А.С. Пушкина.
Первый учитель Куликовского, режиссер С. Нерадовский, стал его наставником и другом. Он приобщил юношу к чтению, научил чувствовать и понимать искусство, разбираться в явлениях жизни. «Уроки его остались по мне навсегда», - признавался М.А. Куликовский.
Знаменитый режиссер Ю. Юрьев, сценический партнер М. Савиной и В. Комиссаржевской, замечательных русских актрис, преподал М.А. Куликовскому азы актерского мастерства. Михаил Алексеевич застал на сцене великого В. Давыдова, участвовал в знаменитом мейерхольдовском «Маскараде», в массовых сценах во мхатовских спектаклях. Позже М.А. Куликовский с успехом высту­пал на сцене Ленинградского театра комедии, а в конце 30-х годов, увлекшись режиссурой, уехал в провинцию. Играл крупные роли и самостоятельно ставил спектакли в театрах Петрозаводска, Таганрога, Симферополя. Обретя большой опыт, режиссерские навыки, профессионализм, сделав себе имя в театральных кругах страны, он становится главным режиссером Оренбургского, а затем Иркутского театров.
В 1959 году М.А. Куликовский переехал на Кубань, навсегда связав свою жизнь и творческую судьбу с краснодарской сценой.
Более четверти века он возглавлял Краснодарский краевой театр драмы: был его главным режиссером. Недаром М.А. Куликовского называют «легендой театральной Кубани».
Театр, руководимый М.А. Куликовским, стремился определить свой творческий облик, искал свою тему в искусстве. Уже первые спектакли говорили о тяготении коллектива к героико-романтической теме. Появляются на сцене «Океан» А. Штейна, «Иркутская история» А. Арбузова, «Маскарад» М. Лермонтова. «Поднятая целина» М. Шолохова, «Король Лир» В. Шекспира.
В режиссерском труде М.А. Куликовского важную роль играет его актерское дарование, огромная сценическая культура человека, воспитанного на лучших традициях русского театра. Не случайно особое место принадлежит любимому им герою - Арбенину из «Маскарада» М. Лермонтова. Арбенин в исполнении Куликовскою предстал и прокурором, и адвокатом своей судьбы. Актер раскрыл в нем человека, ставшего жертвой «века блестящего и ничтожного». Герой Куликовского отличался от окружающего его общества тем, что сохранил способность к борьбе. Он наделен той самой «гордой душой», которая «не устает и не хладеет под ношей бытия».
Роль Арбенина в исполнении Куликовским была отмечена в Театральной энциклопедии. Это была единственная роль, сыгранная Михаилом Алексеевичем на краснодарской сцене. Но любителям театрального искусства других городов запомнились его Чацкий в «Горе от ума» А. Грибоедова, Федор Протасов в «Живом трупе» Л. Толстого, генерал Огнев во «Фронте» А.Корнейчука, офицер Сафонов в симоновских «Русских людях».
Творчество М.А. Куликовского многопланово. Он ставил спектакли разные по теме, жанру и стилю. Таковы спектакли, составившие тетралогию о суровых днях Великой Отечественной войны. Это постановка пьесы С. Алешина «Каждому свое», драма кубанского автора Б. Каспарова «День седьмой», «Трибунал» A. Макаенка и «Нашествие» Л. Леонова.
Многие спектакли, поставленные М.А. Куликовским, среди которых «Человек и глобус» В. Лаврентьева, «Продолжение» Д. Валеева, а также «Премия» Л. Гельмана, «Энергичные люди» B. Шукшина, «Безымянная звезда» М. Себастиана, получили признание зрителей и высокую оценку критики.
В 1978 году в обращении к молодежи Кубани он говорил о том, что искусство всегда должно быть гражданственным, это школа жизни, школа мышления, школа нравственности. Оно формирует духовный мир человека, вырабатывает в нем способность к сопереживанию, состраданию. М.А. Куликовский напомнил слова Н. Гоголя о важности постижения искусства в молодые годы: «Забирай с собой, выходя из мягких юношеских лет... все движения человеческой души, не оставляя их на дороге, - не подымешь потом».
Народная мудрость гласит: «Учитель воспитывает ученика, чтобы было у кого потом учиться». Этой народной мудрости придерживался всю жизнь М.А. Куликовский, который очень любил молодежь, не жалел ни сил, ни времени для работы с молодыми актерами.
Режиссуру Куликовского можно назвать педагогической, а его репетиции - «уроками Куликовского», так как они давали не только профессиональные знания, но и навыки житейской мудрости, образцы поведения, демократизма и остроумия. Как режиссер-педагог Михаил Алексеевич воспитал в стенах Краснодарского театра драмы большую группу ярких актеров. Это народные артисты России А. Кузнецова, И. Макаревич, А. Горгуль, заслуженные артисты РСФСР Е. Афанасьева, С. Гронский, П. Петров, артисты А. Попов, Л. Жаданова, Ю. Косых, Л. Евстигнеева, Е. Братковская, C. Голубь, Л. Иванов, Т. Лисица и другие. Многие из его учеников успешно работают сегодня в разных театрах нашей страны.
М.А. Куликовскому удалось собрать прекрасный актерский коллектив. Он всегда бережно, внимательно относился к актерам, никогда не делил роли на главные и второстепенные.
В отборе репертуара М.А. Куликовский был изобретателен и безошибочен. Он заинтересованно относился к произведениям кубанских авторов. На сцене Краснодарского театра драмы получили живое воплощение пьесы А. Яковлева «Великое сердце», «Рубиновые всполохи», В. Бакалдина «Человек с последней парты», инсценированный роман Б. Крамаренко «Плавни», драматический триптих А. Ломоносова по пьесам Н. Погодина «Незабываемые годы», романтическая комедия В. Мхитаряна «Верните бабушку». Особенно удавались режиссеру комедии: лирическая «Собака на сене» Лопе де Вега, изящная «Миллионерша» Б. Шоу, гомерически смешная «Дуэнья» Р. Шеридана, сельская история «Любовь и голуби» В. Гуркина и другие.
Воспитанник старой александрийской школы, М.А. Куликовский жил и творил в духе времени. "Он любил драматургию А. Арбузова («Годы странствий», «Этот милый старый дом»), ставил произведения А. Гельмана («Премия», «Мы, нижеподписавшиеся», «Наедине со всеми»).
Драматические произведения А. Горького увидели свет рампы Краснодарского драматического театра, носящего имя великого писателя - «Васса Железнова», «Старик», «Варвары» и другие.
Одним из самых красивых его спектаклей был «Безумный день или Женитьба Фигаро» П. Бомарше, в котором он открыл новую актрису, Татьяну Лисицу. Она блистательно сыграла Сюзанну.
Обратившись к «Трибуналу» А. Макаенка, он на главные роли назначил «неглавных» артистов - Лию Шереметьеву и Петра Петрова (ныне заслуженные артисты Кубани), которые создали колоритные, правдивые образы молодых супругов из далекого белорусского села, оккупированного гитлеровцами.
Заслуга М.А. Куликовского в том, что краевой театр драмы получил высокое и почетное звание академического. Здесь им поставлено более 60 спектаклей по произведениям отечественной и зарубежной классики, современных авторов. Его спектакли навсегда останутся в памяти тех, кому довелось их видеть. Спектакли «Кочубей» А. Первенцева и «Старик» М. Горького были награждены Государственной премией им. К. Станиславского.
«Фауст» И. Гете - сбывшаяся мечта всей жизни М.А. Куликовского. Два десятилетия он вынашивал план постановки этого спектакля. «Фауст» с его мятежным духом, неудержимым стремлением человека к познанию истины, к раскрытию смысла жизни, постоянно увлекал, будоражил фантазию художника.
Неоднозначность человеческой натуры волновала его и как режиссера, и как актера. Основа режиссерского замысла спектакля - двойственная природа человеческой души: «Но две души живут во мне».
В работе над «Фаустом» проявился большой организаторский талант Куликовского. Ему понадобились четкая академичность «Александринки» и собственный актерский темперамент, богатейший опыт постановщика, а также чуткое понимание запросов зрителей.
Этим спектаклем режиссер подвел итог своей деятельности режиссера-постановщика. Он стал событием в театральной жизни не только Кубани, но и всей страны.
Профессиональную работу М.А. Куликовский всегда сочетал с общественной. На протяжении многих лет он был депутатом Краснодарского краевого Совета депутатов трудящихся, с 1960 по 1988 год - председателем правления Краснодарского отделения Всероссийского театрального общества, членом секции драматургии при Союзе писателей РСФСР, членом комиссии Президиума Верховного Совета по присуждению Государственной премии - РСФСР в области литературы и искусства.
В составе творческих делегаций неоднократно выезжал в Чехословакию, Болгарию, Польшу, Монголию, США, Италию, Испанию, Францию, Финляндию и на Кубу.
За большие достижения в искусстве М.А. Куликовскому присвоено звание народного артиста СССР, он награжден орденом Ленина, орденом трудового Красного Знамени, Почетной грамотой Верховного Совета РСФСР.
Разносторонне одаренный, духовно богатый, требовательный к себе и внимательный к людям - таким он запомнился всем, кто знал этого удивительного человека.
Умер Михаил Алексеевич 17 октября 1996 году, не дожив до своего 90-летия один месяц.
В одной из своих статей Куликовский писал: «Я спешу вам еще и еще раз повторить, что самая большая должность на земле - должность Человека». Эту мысль Михаил Алексеевич Куликовский последовательно воплощал и в своих спектаклях, и в своей жизни.
29 мая 1997 года Дума Краснодара приняла решение присвоить новой улице имя Куликовского и тем увековечить память об этом замечательном человеке.
Губернатором края было принято решение о присуждении премии имени народного артиста СССР М.А. Куликовского за большой вклад в развитие культуры и искусства на Кубани.

Спектакли, поставленные на краснодарской сцене (1960-1983 гг.)

«Вишневый сад» А. Чехова
«Третья патетическая» Н. Погодина
«Иркутская история» А. Арбузова
«Гибель эскадры» А. Корнейчука
«Океан» А. Штайна
«Дом с виноградником» В. Монастырева
«Хозяин» И. Соболева
«Остров Афродиты» А. Парниса
«Собака на сене» Лопе де Вега
«Шестой этаж» А. Жери
«Маскарад» М. Лермонтова
«Машенька» А. Афиногенова
«Дневник женщины» А. Файко
«Разлом» Б. Лавренева
«И вновь встреча с юностью» А. Арбузова
«Женатый жених» А. Кузнецова, Г. Штайна
«Сердце» А. Татарского
«Требуется лжец» Д. Псафаса
«За чужим порогом» Т. Марченко
«Щит и меч» В. Кожевникова
«Плавни» Б. Крамаренко
«Директор» Ю. Нагибина
«Традиционный сбор» В. Розова
«День чудесных обманов» Р. Шеридана
«Старая дева» И. Штока
«Вызов богам» А. Делендика
«Сохрани мою тайну» В. Собко
«Звезда Голливуда» К. Одетса
«Васса Железнова» М. Горького
«Любовь без прописки» Б. Рацера, В. Константинова
«Счастье» О. Васильева
«Человек и глобус» Б. Лавренева
«День седьмой» Б. Каспарова
«Не родись счастливым» Р. Карпова, М. Новикова
«Незабываемые годы» Н. Погодина
«Цемесская бухта» А. Сафронова
«Украли консула» Г. Мдивани
«Трибунал» А. Макаенка
«Миллионерша» Б. Шоу
«Этот милый, старый дом» А. Арбузова
«Странный доктор» А. Сафронова
«Верните бабушку!» В. Мхитаряна
«Старик» М. Горького
«Безумный день, или Женитьба Фигаро» П. Бомарше
«Годы странствий» А. Арбузова
«Нашествие» Л. Леонова
«Премия» А. Гельмана
«Безымянная звезда» М. Себастияна
«Энергичные люди» В. Шукшина
«Фауст» И. Гете
«Операция многоженец» А. Делендкка
«Кочубей» А. Первенцева
«Ураган» А. Сафронова
«Молбдожены» Э. Манова
«Продолжение» А. Кршижановского
«Большевики» М. Шатрова
«Рубиновые всполохи» А. Яковлева
«Пожалейте гангстеров!» А. Иршина
«Правда памяти» А. Абдуллина
«Операция на сердце» А. Сафронова
«Любовь и голуби» В. Гуркина
«Варвары» М. Горького


2017 - год экологии в России